Обучение самоуходу

 

Техника выполнения • Цель обучения самоуходу — научить пациентов жить полноценной жизнью. • Задачи обучения самоуходу: — дать общие знания по данному заболеванию; — научить способам доступной самодиагностики, самоконтроля своего психического и физического состояния, самопомощи и самолечения; — выработать практические навыки по самоуходу; — активизировать внутреннюю мотивацию пациентов на выполнение врачебных и сестринских рекомендаций; — оказывать персональную психологическую и медицинскую помощь. • Методы обучения: — объяснительно-иллюстративный; — репродуктивный. Алгоритм обучения самоуходу • Вводное занятие проводят в следующей последовательности: 1. Представьтесь пациентам, сформулируйте мотивы к обучению. 2. Объясните пациентам цель и задачи обучения. 3. Определите потребности пациентов в обучении самоуходу. 4. Оцените образ жизни каждого обучающегося, его социальное и куль¬турное окружение, влияние последнего на процесс обучения. 5. Определите исходный уровень знаний пациентов по данному забо¬леванию путем компьютерного или ручного тестирования (претест). • Основной курс занятий. — Теоретический курс излагают в следующей последовательности: •« определение болезни, ее этиология, факторы риска возникновения болезни; ■* клиническая симптоматика, особенности течения данного заболе¬вания; • основные осложнения; Обучение выполняют в составе процедур сестринского ухода: — за пациентами пожилого и старческого возраста; — за пациентами с сердечно-сосудистыми, урологическими заболе¬ваниями, заболеваниями периферической и центральной нервной системы и др.; — за пациентами перед оперативным вмешательствам; — в стационаре за пациентами с острым нарушением мозгового крово-обращения; — за пациентами с травмами костей позвоночника, таза, верхних и ниж¬них •« лечение и профилактика. — Практический курс занятий необходимо посвятить: ■* выработке практических умений по самоуходу при данном заболе-вании; ■* корректировке образа жизни, изменению привычек; •« самоконтролю физического и психического состояния; -* обучению методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопо¬мощи. ОБУЧЕНИЕ БЛИЗКИХ УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ Инструментарий и расходные материалы (табл. 3.26) Техника выполнения • Цели обучения: — адаптировать пациента к жизни в новых условиях; — научить членов семьи навыкам ухода за больным; — повысить ответственность семьи за качество предоставляемого ухода, в том числе обеспечение адекватного рациона питания и питьевого режима, помощь при гигиенических процедурах и посещении туале¬та, поддержание психоэмоционального комфорта пациента. — за пациентами с травмами костей позвоночника, таза, верхних и ниж¬них конечностей.

 

• Обучение используют в работе школ здоровья для пациентов: — с сахарным диабетом; — с артериальной гипертензией; ■< основные осложнения; • лечение и профилактика. — Практический курс занятий необходимо посвятить: •* выработке практических умений по самоуходу при данном заболе-вании; < корректировке образа жизни, изменению привычек; ■* самоконтролю физического и психического состояния; < обучению методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопо¬мощи. ОБУЧЕНИЕ БЛИЗКИХ УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ Инструментарий и расходные материалы (табл. 3.26) Техника выполнения • Цели обучения: — адаптировать пациента к жизни в новых условиях; — научить членов семьи навыкам ухода за больным; — повысить ответственность семьи за качество предоставляемого ухода, в том числе обеспечение адекватного рациона питания и питьевого режима, помощь при гигиенических процедурах и посещении туале¬та, поддержание психоэмоционального комфорта пациента. — с сердечной недостаточностью; — находящихся на диализе; — с бронхиальной астмой; — с заболеваниями суставов и позвоночника.

 

 Обучение выполняют в составе процедур сестринского ухода: — за пациентами пожилого и старческого возраста; — за пациентами с сердечно-сосудистыми, урологическими заболе¬ваниями, заболеваниями периферической и центральной нервной системы и др.; — за пациентами перед оперативным вмешательствам; — в стационаре за пациентами с острым нарушением мозгового крово-обращения; — за пациентами с травмами костей позвоночника, таза, верхних и ниж¬них конечностей. • Обучение используют в работе школ здоровья для пациентов: — с сахарным диабетом; — с артериальной гипертензией; • Обучение применяют в рамках услуг по реабилитации пациентов: — перенесших острый инфаркт миокарда; — перенесших акушерские, гинекологические, урологические, коло- проктологические, нейрохирургические операции; — перенесших острое нарушение мозгового кровообращения; — перенесших операции на сердце и магистральных сосудах; — перенесших операции на легком; — с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних конечно¬стей; — перенесших ампутацию конечности; — с онкологическими заболеваниями. Обучение можно проводить в форме выдачи печатной информации (обуча¬ющей литературы — готовых брошюр, буклетов или подготовленных во время консультации памяток) и личной беседы. Обучение близких уходу за пациентом включает следующее: изложение общих сведений о заболевании пациента, инструктаж относительно диеты и питьевого режима, приема лекарственных средств и их побочных эффектов, использования специальных приспособлений и др. Выполнение простых медицинских услуг (ПМУ) позволяет восстановить нарушенные потребности, ведет к уменьшению воздействия факторов риска, повышает качество жизни и самооценку пациента. Алгоритм выполнения манипуляции • Подготовка к процедуре. 1. Уделите внимание следующим вопросам: ■< назначения врача относительно выполнения ПМУ; •* степень подвижности или активности пациента; •* психоэмоциональный статус пациента; < способ удовлетворения основных потребностей пациента; -« социальное и культурное окружение пациента; •« возможности и предпочтения пациента при уходе за ним; психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отноше¬ние к обучению и другие индивидуально-психологические особен¬ности близких пациента; •< потребность близких в обучении. 2. Уточните у лечащего врача конкретную методику и объем мероприя¬тий при выполнении ПМУ. 3. Наладьте терапевтические отношения с пациентом и его близкими. 4. Акцентируйте внимание на выявлении признаков и выраженности симптомов заболевании. 5. Дайте возможность близким пациента самостоятельно оценить сте¬пень нарушения его потребностей и ее влияние на качество жизни, используя опросники, тесты и дневники наблюдения по формам, разработанным и принятым в лечебно-профилактическом учрежде¬нии (Л ПУ). 6. Сформулируйте мотивы к обучению близких пациента. 7. Объясните близким пациента цели и задачи обучения. • Выполнение процедуры. 1. Объясните близким пациента в доступной форме строение органов и систем организма, функции которых нарушены у пациента, патофи-зиологию его заболевания, факторы риска, методы профилактики. 2. Предоставьте близким пациента адекватную информацию о лечении и уходе (это важно для уменьшения беспокойства, поддержания уве-ренности и обеспечения комфорта). 3. Содействуйте близким пациента в получении информации, необхо¬димой для организации и выполнения ухода за пациентом. 4. Объясните близким пациента значение соблюдения пациентом диеты и питьевого режима, выделения ему отдельной комнаты (по возможности), правильного выбора места дня сна и отдыха. 5. Объясните близким пациента опасность изоляции и одиночества пациента, способы ее преодоления. 6. Объясните близким пациента важность правильного приема назна¬ченных пациенту врачом лекарственных средств. 7. Обеспечьте близких пациента четкими инструкциями, данными вра¬чом не только в устной форме, но и (при необходимости) письменно. 8. Проинформируйте близких пациента о возможном побочном дей¬ствии назначенных врачом лекарственных средств. 9. Объясните близким пациента необходимость консультации с вра¬чом перед приемом пациентом любых лекарственных средств, в том числе находящихся в свободной продаже. , 10. Помогите близким пациента выбрать необходимые средства по уходу за ним в соответствии с его личными предпочтениями и финансовыми возможностями семьи. 11. Научите близких пациента способам ухода за ним. 12. Научите близких пациента правильно использовать при уходе спе-циальные приспособления и вспомогательные средства. 13. Убедите близких в необходимости вести дневник контроля самочув¬ствия пациента, акцентируя внимание на точности фиксирования параметров наблюдения с целью выявления осложнений. 14. Проинформируйте близких пациента о признаках и симптомах воз-можных осложнений заболевания и научите их распознавать при¬знаки осложнений. 15. Предупредите близких пациента о необходимости сообщить врачу о появлении первых признаков и симптомов осложнений заболевания. 16. Обучите близких пациента методам оказания помощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической помощи. 17. Предоставьте близким пациента информацию о расположении аптек и магазинов медицинской техники, лечебно-профилактиче¬ских и социальных учреждений, служб по уходу за больными. • Окончание процедуры. 1. Оцените результат обучения в форме демонстрации близкими паци¬ента полученных знаний, умений и навыков. 2. Динамику достигнутых результатов по обучению уходу за пациентом обсуждайте с близкими пациента не реже 1 раза в 2—3 дня, что даст возможность при необходимости корректировать процесс обучения.
Назад к Главе