9. Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела пациента и медицинской сестры

Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима (ЛОР) – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению.

ЛОР – это комплекс лечебно- профилактических мероприятий, направленных на обеспечение физического и психического покоя пациента.

Это комплекс  профилактических мероприятий, в который входит:

Основная цель ЛОР - создание оптимальных условий для выздоровления пациента. Создание ЛОР входит в обязанности всего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры. Пациенты должны быть проинформированы о требованиях ЛОР, которые обычно отражаются на стендах, памятках и листовках.

Элементы лечебно-охранительного режима ЛПУ:

Создание психологического комфорта

Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется:

Соблюдение психологической совместимости в палатах. Необходимо учитывать состояние пациентов, форму заболевания, психологический настрой. Особенно данный элемент важно учитывать в условиях хосписа.

Создание комфорта и уюта в палатах. При отделке помещений следует использовать экологичные материалы теплых цветов.

Ограждение пациентов от вида смерти, крови, неприятных запахов.

Соблюдение распорядка дня пациентами и медработниками: не будить раньше времени (за исключением необходимых ситуаций), вовремя выполнять диагностические и лечебные процедуры, обход врача, приём пищи, уборку и т.д.

Организация досуга пациентов: просмотр телевизионных передач, чтение художественной литературы, настольные игры. Это способствует созданию положительных эмоций у пациентов, отвлекает их от переживаний, укрепляет веру и волю к выздоровлению.

опрятная одежда по установленным нормам;

Должны неукоснительно соблюдаться права пациентов на информацию, на соблюдение профессиональной тайны.

Создание физического комфорта

 Режим физической активности пациенту назначает врач.

 

Виды режимов двигательной активности

Строгий постельный - пациенту запрещается самостоятельные движения, в том числе смена положения в постели. Все гигиенические мероприятия, кормление осуществляется только с помощью медсестры. Лечебные и диагностические манипуляции проводятся в постели. Назначается в острую фазу при инфарктах миокарда, переломах позвоночного столба и других заболеваниях с целью создания больному наибольшего покоя.

Постельный – назначается с целью повышения двигательной активности по мере улучшения состояния пациента. Разрешается самостоятельно или с помощью медицинского персонала выполнять ряд активных движений конечностями, принимать пищу, переворачиваться в постели, выполнять туалет, переходить в положение сидя, затем сидеть на краю кровати, свесив ноги. В дальнейшем возможны лёгкие гимнастические упражнения в постели под присмотром медсестры. Пациент испытывает ограничения в удовлетворении своих потребностей. Медсестра побуждает его к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.

Палатный (полупостельный) – назначается при показаниях к расширению двигательной активности пациента. Разрешаются сидеть, вставать, осторожно перемещаться в пределах палаты, самостоятельный уход в пределах палаты.

Общий (свободный) – назначается при показаниях к тренирующему воздействию физических нагрузок. Позволяется дозированная ходьба, подъем по лестнице, прогулки по территории ЛПУ, полный уход за собой.

Виды положения пациента в постели:

При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели:

С целью обеспечения тяжелобольному удобного положения и двигательного режима в отделениях используют функциональные кровати.

 

 

Факторы агрессии больничной среды

Инфекционный фактор – микробный – риск ВБИ. Только постинъекционные осложнения составляют 42% ВБИ. Профилактические меры обеспечивает неукоснительное соблюдение санитарно-противоэпидемического режима.

Токсический фактор – химический. Имеется риск контактных дерматитов, аллергических состояний, отравлений при использовании дезинфектантов, медикаментозных средств, некачественных продуктов питания.

Психологический фактор – напряженная обстановка, страдания, боль оказывают эмоциональное, стрессовое воздействие.

Физический фактор – травмирующий. Источниками могут быть электрооборудование, использование открытого пламени, радиационного, ультрафиолетового излучения, нарушение правил биомеханики при передвижении.

Снижение у пациентов риска ожогов

Снижение у пациентов риска отравлений

Снижение у пациентов риска поражения электрическим током

Снижение у пациентов риска поражения травматизма

Главной составной частью ЛОР являются строгое соблюдение распорядка дня и полное взаимопонимание между пациентом и медицинскими работниками. Правила внутреннего распорядка разрабатывает каждое учреждение, утверждается главным врачом. Пациент должен быть ознакомлен с правилами под роспись в приемном отделении больницы.

Права пациента определены основами законодательства «Об охране здоровья граждан». Пациент имеет право:

Пациент обязан:

Для предотвращения повреждений органов и тканей при перемещении тяжелобольного и снижения риска возможных травм у медицинских работников необходимо соблюдать правила биомеханики.

Термин биомеханика составлен из двух греческих слов: bios – жизнь и mechanike – наука о машинах. Это наука, изучающая законы механического движения в живых ситемах. Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на поддержание  равновесия.

Медицинская сестра (фельдшер) должны знать правила биомеханики и уметь применять их в профессиональной деятельности.

         Сестринский персонал, оказывая помощь тяжелобольным, подвергается значительным физическим нагрузкам.  Перемещение пациента в постели, подкладывание судна, передвижение носилок, каталок, а иногда и тяжелой аппаратуры, может привести в конечном итоге к повреждению позвоночника. Любое быстрое движение, связанное с перемещением пациента или тяжелого предмета, любое движение, не являющееся физиологическим для позвоночника, увеличивает вероятность его повреждения. Кроме того, постоянные, пусть даже нерезкие «неправильные», нефизиологические движения позвоночника приводят к его травме, которая даст о себе знать со временем.

Механика тела - способ, которым тело человека приспосабливается, чтобы не потерять равновесие во время движения.

Эффект Вальсальвы (прием, тест, проба) - натуживание на высоте вдоха в некоторых случаях может способствовать возникновению тяжелых нарушений ритма сердца и ухудшению коронарного кровотока.

Постуральный рефлекс - головокружение, обморок, сердцебиение, появляющееся при изменении положения тела.

Правильное положение тела - положение, при котором спина выпрямлена и исключены любые искривления, напряжения, давление или чувство дискомфорта.

Биомеханика в положении сидя

1. Колени должны быть чуть выше бедер (это позволит перераспределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника),

2. Спина должна быть прямой, а мышцы живота - напряженными,

3. Плечи должны быть расправлены и расположены симметрично бедрам.  Если по роду деятельности сестры ей приходится часто поворачиваться в стороны, сидя на стуле, лучше, чтобы этот стул был вертящимся и на колесах.

4. Кроме того, следует правильно подобрать стул. Для этого сядьте на стул и обопритесь не его спинку. Высота стула и его глубина подобраны правильно, если 2/3 длины ваших бедер находятся на сиденье, стопы без напряжения касаются пола.

5. Если размер стула не подходит, следует использовать различные приспособления (подушки, подставки для ног), для того, чтобы биомеханика тела была правильной.

Запомните!

Для того, чтобы повернуться, находясь в положении сидя, повернитесь всем корпусом, а не только грудью или плечами.

Правильная биомеханика тела в положении стоя

1. Колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно.

2. Масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги.

3. Ступни должны быть расставлены на ширину плеч.

4. Для того, чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника, встаньте прямо и напрягите мышцы живота и ягодиц, голову при этом следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости.

5. Расположите плечи в одной плоскости с бедрами.

Запомните!

Для того, чтобы повернуться, находясь в положении стоя, вначале поверните ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не начинайте поворот с поясницы!

 

Правильная биомеханика при поднятии тяжестей

1. Перед поднятием тяжестей расположите стопы на расстоянии 30 см друг от друга, выдвинув одну стопу слегка вперед (этим достигается хорошая опора и уменьшается опасность потери равновесия и падения).

2. Встаньте рядом с человеком, которого вам нужно будет поднимать, так, чтобы вам не нужно было наклоняться вперед.

3. Прижимайте поднимаемого человека к себе в процессе подъема.

4. Сгибайте только колени, поднимая человека, сохраняя туловище в вертикальном положении.

5. Не делайте резких движений. Используя правильную биомеханику тела, сестра обеспечивает себе безопасность, а стало быть, сохраняет свое здоровье. Наибольшей физической нагрузке подвергается сестра при перемещении пациента с носилок на кровать (или наоборот).

Запомните! Для того, чтобы повернуться, сначала поднимите груз, а затем, опираясь на стопы, плавно поворачивайтесь, на сгибая туловища, до тех пор, пока груз находится у вас на руках.

Различные положения пациента в постели

Положение пациента на спине, на животе, на боку должно быть создано с учетом правильной биомеханики тела.

Укладывание пациента в положение Фаулера

Положение,  полулежа и полусидя.

1. Приведите кровать пациента в горизонтальное положение

2. Поднимите изголовье кровати под углом 45 - 60 градусов (в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче дышать и общаться с окружающими).

3. Положите голову пациента на матрац или низкую подушку (таким образом предупреждается контрактура шейных мышц).

4. Если пациент не в состоянии самостоятельно двигать руками, положите под них подушки.

5. Положите пациенту подушку под поясницу (таким образом, уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника).

6. Подложите небольшую подушку или валик под бедра пациента.

7. Подложите пациенту небольшую подушку или валик под нижнюю треть голени.

8. Поставьте упор для стоп пациента под углом 90 градусов.

Укладывание пациента на живот

1. Приведите кровать пациента в горизонтальное положение.

2. Уберите подушку из-под головы.

3. Разогните руку в локтевом суставе, прижмите ее к туловищу по всей длине и, подложив кисть пациента под бедро, «перевалите» пациента через его руку на живот.

4. Передвиньте тело пациента на середину кровати.

5. Поверните голову пациента набок и подложите под нее низкую подушку.

6. Подложите небольшую подушку под живот чуть ниже уровня диафрагмы

7. Согните руки пациента в плечах, поднимите их вверх так, чтобы кисти располагались рядом с головой.

8. Подложите небольшие подушечки под локти, предплечья и кисти.

9. Подложите под стопы подушечки, чтобы предупредить их провисание и поворот кнаружи.

Укладывание пациента на бок

1. Опустите изголовье постели.

2. Передвиньте пациента, находящегося в положении «лежа на спине», ближе к краю кровати.

3. Согните левую, если вы хотите повернуть пациента на правый бок, ногу пациента в коленном суставе, подсунув левую стопу в правую подколенную впадину.

4. Положите одну руку на бедро пациента, другую - на плечо и поверните пациента на бок на себя.

5. Положите подушку под голову и тело пациент

6. Придайте обеим рукам пациента слегка согнутое положение, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы, рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой.

7. Подложите под спину пациента сложенную подушку, слегка подсунув ее под спину ровным краем.

8. Поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую «верхнюю» ногу пациента.

9. Обеспечьте упор под углом 90 градусов для «нижней» стопы.

Укладывание пациента на спину

Пациент находится в пассивном положении

1. Придайте изголовью постели горизонтальное положение

2. Подложите пациенту под поясницу небольшое, свернутое трубкой, полотенце (таким образом, поддерживается поясничная область позвоночника).

3. Подложите небольшую подушку под верхнюю часть плеч, шею и голову пациента.

4. Положите валики (например, из скатанной в рулон простыни) вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области вертела бедренной кости.

5. Подложите небольшую подушку или валик в области нижней трети голени.

6. Обеспечьте упор для стоп под углом 90 градусов.

7. Поверните руки пациента ладонями вниз и расположите их параллельно туловищу, подложив под предплечья небольшие подушечки.

8. Вложите в руки пациента валики для кисти (таким образом,  уменьшается разгибание пальцев и отведение 1 пальца).

 

Укладывание пациента в положение Симса

Положение промежуточное между положением лежа на животе и лежа на боку:

1. Переведите положение кровати в горизонтальное положение.

2. Положите пациента на спину.

3. Переведите пациента в положение, лежа на боку и частично лежа на животе (на постели находится лишь часть живота пациента).

4. Подложите подушку под голову пациента.

5. Подложите подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90 градусов, «нижнюю» руку положите на постель,  не сгибая.

6. Подложите подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, чтобы нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра.

7. Обеспечьте упор для стоп под углом 90 градусов.

Факторы риска для сестринского персонала в ЛПУ

Медицинские работники в процессе своей деятельности сталкиваются с вредными производственными факторами – биологическими, химическими, психологическими, физическими, что не может не отражаться на состоянии их здоровья.

1. Риск заражения (биологический фактор риска) в структуре профзаболеваний за 2009 год 55% составил туберкулез органов дыхания, 11% - вирусный гепатит. Профилактические меры:

2. Риск воздействия токсических веществ (химический фактор риска) – лекарственные препараты, дезинфицирующие, моющие средства, попадая в организм, могут вызывать дерматиты, повреждение различных органов и систем.

Профилактические меры:

3. Риск воздействия психологических факторов – стрессовые ситуации, вид страдающих, иногда обреченных пациентов, невозможность помочь, работа с пациентами разных возрастных групп приводит к истощению нервной системы медицинской сестры. Неблагоприятными факторами являются ночные дежурства, конфликты в коллективе, неудовлетворенность условиями работы. Профилактические меры:

4. Риск воздействия физических факторов – облучение, ожоги, физическая нагрузка.

Из всех источников излучения в ЛПУ 90% составляют рентгеновские лучи. Даже небольшие дозы в, воздействующие на протяжении продолжительного времени, оказывают серьезное влияние на здоровье медсестры.

Профилактические меры облучения:

Создание и организация безопасной больничной среды – это самая актуальная и сложная проблема для медицинских работников. Под безопасной средой понимают особые условия организации работы лечебно-профилактических учреждений, гарантирующие отсутствие возможности возникновения инфекционных заражений и профессиональных болезней. В России отмечаются  самые высокие в мире показатели заболеваемости специалистов сестринского дела.  Значительную долю в структуре заболеваемости медицинских работников составляет травматизм при осуществлении профессиональных обязанностей. Медицинским сестрам приходится перемещать пациентов, передвигать тяжелое оборудование, переносить тяжести, длительное время находиться в вынужденной позе.

До настоящего времени труд медицинских работников мало механизирован, и этот факт обусловливает работу персонала с применением больших физических усилий, часто в экстремальных условиях. Длительное влияние неблагоприятных факторов приводит не только к травматизации, но и к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: позвоночника, нижних и верхних конечностей, инвалидизации.

         Боль в спине сегодня является “эпидемией” в здравоохранении. Состояние здоровья медицинских работников приобретает все большую социальную значимость, т. к. определяет не только качество их труда, но и качество жизни.

Сегодня проблема перегрузки и травматизма медицинских работников решается с помощью здоровьесберегающей технологии – медицинской эргономики.

ЭРГОНОМИКАобласть знаний о человеке, имеющая основной целью сделать труд и отдых наиболее комфортными и максимально продуктивными. Несколько десятилетий назад ею изучались в основном возможности оптимизации трудовых процессов. В последние годы цели эргономики и сфера ее применения значительно расширились и включают не только рабочее место и безопасные условия труда, но также дом, отдых, личные вещи – автомобиль, кровать, специализированные кресла, подушки и другие предметы (аксессуары), делающие жизнь человека удобнее, а его самого здоровее.

Эргоно́мика (Эрго- + греч. nomos закон) научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда для повышения его производительности и качества; по многим аспектам тесно соприкасается с физиологией и гигиеной труда.

Эргономический подход практических навыков базируется на 6 основных принципах безопасной организации труда:

1) оценка поставленной перед медицинскими работниками задачи;

2) оценка окружающей обстановки и своих возможностей;

3) определение степени риска;

4) приглашение к сотрудничеству пациента;

5) помощь других членов медицинской бригады или родственников;

6) использование различных медицинских эргономических приспособлений для облегчения перемещения пациента.

Для активного внедрения имеется специальное эргономическое оборудование:

Сегодня практическое здравоохранение заинтересовано во внедрении инновационных сестринских технологий в повседневную практическую деятельность ЛПУ.

Инициатива и энтузиазм благодаря  медицинской эргономике, сегодня позволяют специалистам сестринского дела, особенно таких “нагрузочных” профессий, как операционная медицинская сестра, медицинская сестра-анестезист, процедурная медицинская сестра, постовая медицинская сестра ЛПУ, находиться в правильных профессиональных позах, использовать эргономические позы отдыха и разгрузки позвоночника, работать в мультимедицинских бригадах при перемещении пациентов, применять лифтинг-оборудование в повседневной профессиональной деятельности, что позволяет сохранить физическое здоровье и обеспечить профессиональное долголетие медицинских работников.