1. Проблема инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ


     Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), поражают 5-10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (0,8 на 1000 пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2-2,5 млн. человек. Особенно уязвимые группы пациентов: новорожденные дети, пожилые люди, пациенты с тяжелым течением основной патологии и множественными сопутствующими заболеваниями, пациенты, подвергающиеся агрессивным и инвазивным медицинским манипуляциям, трансплантации органов и т.п. В этих группах показатели заболеваемости ИСМП значительно выше.
Пациенты с ИСМП находятся в стационаре в 2-3 раза дольше, чем аналогичные пациенты без признаков инфекции. В среднем на 10 дней задерживается их выписка, в 3-4 раза возрастает стоимость лечения, и в 5-7 раз - риск летального исхода.

Одним из компонентов, характеризующих “индекс здоровья” нации, является уровень инфекционной заболеваемости, в формировании которого важную роль играют  инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП). В настоящее время к данной проблеме  привлечено внимание медицинских работников различных специальностей: организаторов здравоохранения, гигиенистов, эпидемиологов, руководителей сестринского персонала. Вопросы профилактики ИСМП считаются приоритетным направлением научных исследований.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью вне зависимости от появления симптомов заболевания у пациента во время пребывания в стационаре или после его выписки, а также инфекционное заболевание сотрудника лечебной организации вследствие его инфицирования при работ  в данной организации.

Факторы, способствующие увеличению распространенности инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи:

Группы риска ИСМП

1) больные:

-без определенного  места жительства, мигрирующее население;

-с длительными не долеченными хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями;

-не имеющие возможность  получать специальную медицинскую помощь;

2) лица, которым:

-назначена терапия подавляющая иммунную систему (облучение, иммунодеприсанты);

-проводятся сложные диагностические, операционные вмешательства;

3) родильницы и новорождённые, особенно недоношенные и переношенные;

4)дети с врождёнными аномалиями развития, родовой травмой;

5) медицинский персонал ЛПУ (лечебно-профилактического учреждения).

Факторы, влияющие на возникновение внутрибольничной инфекции:

Отделения риска (стационары):

Для правильной организации профилактических мер и контроля важно понимать сущность инфекционного процесса.

Цепочка инфекционного процесса

 

Система мероприятий по профилактике ВБИ

    Для прерывания цепочки инфекционного процесса в ЛПО осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия.

1. Строительство и реконструкция стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений с соблюдением принципа рациональных архитектурно-планировочных решений:

2. Санитарно-технические мероприятия:

3. Санитарно-противоэпидемические мероприятия:

4. Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия:

 Дезинфекция - уничтожение вегетативных форм микроорганизмов на объектах внешней среды (или снижение их численности).

Стерилизация - уничтожение всех форм микроорганизмов (вегетативных и споровых) на объектах внешней среды.

Предстерилизационная очистка - процесс удаления видимой пыли, грязи, органических и других инородных материалов.

Асептика - комплекс организационно -профилактических мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану и в организм в целом.

Антисептика - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленный на уничтожение микроорганизмов в ране и в организме в целом.

Способы снижения риска переноса инфекции в лечебном учреждении:

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезсредств, разрешенных к применению. Хранение моющих и дезсредств осуществляется в упаковке изготовителя, с этикеткой, на стеллажах, специально предназначенных местах. Необходимо иметь отдельные емкости для обработки различных объектов. При работе с дезсредствами необходимо соблюдать все меры предосторожности. Хранение уборочного инвентаря осуществляется в специально выделенном помещении.

Требования к условиям труда

Медицинский персонал обеспечивается комплектами сменной одежды (халатами, шапочками, сменной обувью) и средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками) в зависимости от профиля работы. На рабочем месте запрещается прием пищи. Выходить за пределы ЛПУ в медицинской одежде и сменной обуви не допускается.

 

Требования к организации питания пациентов:

Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов

     В целях профилактики ИСМП обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук, обработка рук хирургов) и кожные покровы пациентов (обработка операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, санитарная обработка кожных покровов).

     В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский  персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов.

     Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия:

- коротко подстриженные ногти;

- отсутствие лака на ногтях;

-отсутствие искусственных ногтей;

- отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений.    Перед обработкой рук хирургов необходимо снять также часы, браслеты и пр. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования, при обработке рук хирургов – только стерильные тканевые.

      Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость.

Гигиеническая обработка рук

Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:

Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:

     Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера).

     Вытирают руки индивидуальным полотенцем (салфеткой), предпочтительно одноразовым.

      Гигиеническую обработку рук спиртсодержащим или другим, разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.

     При использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.

     Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и с высокой нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т.п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (до 200 мл) с кожным антисептиком.

Обработка рук хирургов

     Обработку рук хирургов проводят все, участвующие в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов.       Обработка проводится в два этапа: I этап - мытье рук мылом и водой в течение двух минут, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); II этап - обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий.

     Количество антисептика, необходимое для обработки, кратность обработки и её продолжительность определяются рекомендациями, изложенными в методических указаниях/инструкциях по применению конкретного средства. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.

Необходимо осуществлять постоянный контроль выполнения требований гигиены рук медицинскими работниками и доводить эту информацию до сведения персонала с целью повышения качества медицинской помощи.

      Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т. п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обес­печения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (100—200 мл) с кожным антисептиком.

Жидкие мыла с антибактериальным действием

Современные кожные антисептики

  1. Квинталь;
  2. Синол;
  3. Бонасепт;
  4. Бетафлор;
  1. Дерманиос скраб;
  2. Ника

 

  1. Дезихенд;
  2. Дезискраб;
  3. Сагросепт;
  4. Скинмен;
  5. Амидин;
  6. Дезисепт;
  7. Дерманиос;
  8. Манужел;
  1. Стериллиум.

 

 

 

Использование перчаток

  1. Перчатки необходимо надевать во всех случаях (рисунок 1);
  2. Не допускается использование печаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами
  3. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.
  4. При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует тампоном, смоченной антисептиком, убрать видимые загрязнения.
  5. Снять перчатки, погрузить в раствор средства, затем утилизировать.
  6. Руки обработать антисептиком.
4.jpg

Рисунок 1 - Резиновые перчатки

Мероприятия по профилактике профессиональных заражений ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях

В целях предупреждения профессионального заражения медицинских работников необходимо строжайшим образом соблюдать соответствующие меры. Подразделения, где существует опасность контаминации кожи и слизистых медперсонала биологическими жидкостями оснащаются аварийными аптечками, которые должны храниться в доступном месте.

 

 

Состав:

aptechka

  • 70% этиловый спирт -100 мл;
  • 5% спиртовой раствор йода – 50мл;
  • Стерильный перевязочный материал (салфетки, шарики, тампоны);
  • Бактерицидный пластырь.

 

Действия медработников при аварийной ситуации

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (Г.Онищенко) от 11.01.2011г.)

  1. В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода.
  2. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы, обработать 70%-м спиртом, вымыть руки с мылом под проточной водой и повторно обработать 70%-м спиртом.
  3. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую оболочку глаз, носа – обильно промыть водой.
  4. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую оболочку ротовой полости промыть большим количеством воды и прополоскать 70%-м спиртом.
  5. При попадании крови или других биологических жидкостей на халат, одежду - снять и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс для автоклавирования.
  6. Оформить в журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  7. Сообщить руководителю подразделения.