Версия для слабовидящих
Сызранский медицинский колледж – ранний период истории - Сызранский медико-гуманитарный колледж

Сызранский медицинский колледж – ранний период истории

image_pdfimage_print

Хлебодаров С. А.

История Сызранского медицинского колледжа насчитывает более 80 лет. За эти годы из его стен вышли тысячи выпускников, многие из которых в дальнейшем получили высшее медицинское образование, стали врачами, получили ученые степени, стали заслуженными работниками здравоохранения.

За все годы своего существования колледж остается одним из наиболее престижных учреждений среднего профессионального образования в городе.

С открытием колледжа местная система здравоохранения вышла на качественно новый, более высокий уровень. Постепенно, по мере насыщения кадрами, были решены такие важнейшие проблемы города и района того времени, как максимальный охват всеобщей диспансеризацией и вакцинацией городского и сельского населения; повышение уровня медико-профилактической работы на предприятиях, в школьных и дошкольных учреждениях; санитарно-просветительская деятельность среди широких слоев населения; насыщение квалифицированными кадрами сельских медицинских пунктов, в том числе, открытие новых.

При этом на сегодняшний день актуальной и совершенно неисследованной темой остается ранний период истории существования этого образовательного учреждения, между тем, как с его открытием была навсегда решена многолетняя кадровая проблема хронического дефицита среднего медицинского персонала Сызранского Правобережья.

В свете исполнения директив XVI партийной конференции (апрель 1929 г.) о первом пятилетнем плане, постановлений СНК и ЦК ВКП (б) по Средне-Волжскому Краю, решений партийной конференции Средне-Волжского Края, Краевого комитета партии в феврале-июле 1930 г. о развертывании системы высших и средних учебных заведений для подготовки специалистов различных профилей для нужд индустриализации Края, в Самаре организовывается ряд ВУЗов. Среди прочих открывается медицинский институт и одновременно Сызранский медицинский техникум, на который возлагались задачи подготовки средних медицинских работников для лечебных учреждений Сызранского округа.

На заседании президиума Сызранского горсовета от 6 июля 1930 г. был рассмотрен вопрос о комплектовании вновь открываемых в городе техникумов и о ремонте отводимых учебных зданий и общежитий для них.

Были утверждены кандидатуры директоров индустриального, химико-сланцевого и педагогического техникумов. В отношении руководителя медицинского техникума было постановлено «предложить ГОРОНО до 22/VII.30 года наметить кандидатуру директора медицинского техникума, предоставив таковую на обсуждение Президиума Горсовета».

В последствии, таковая кандидатура была утверждена в лице районного санитарного врача Г. М. Гарькина.

В городской газете «Красный октябрь» № 187 от 16 августа 1930 г. было помещено объявление, которое извещало, «что в гор. Сызрани окончательно утверждены техникумы: педагогический, медицинский, химико-сланцевый, текстильный……Все желающие остаться в техникумах гор. Сызрани могут подавать заявления в таковые без документов. Документы затребуют комиссии». Тем самым, в Сызрани было положено начало среднему профессиональному образованию как таковому.

В дальнейшем, в №№ 220-221 той же газеты за 26-27 сентября 1930 г. дважды было опубликовано объявление за подписью директора техникума Гарькина Г. М. о начале занятий с 1 октября 1930г.

Первоначально, при своем открытии, медицинский техникум расположился в одном здании совместно с химико-сланцевым техникумом по адресу: ул. Советская, 45а, в помещении бывшей городской управы.

Такое соседство было недолгим. В связи с проведением химико-сланцевым техникумом второго набора студентов, решением президиума горсовета от 27 февраля 1931г. медицинский техникум был переведен в прилегающее здание по адресу ул. Советская, 45, где расположился совместно с педагогическим техникумом, заняв весь третий этаж.

При техникуме были организованы два общежития и студенческая столовая.

В своей деятельности техникум непосредственно подчинялся Средне-Волжскому Краевому отделу здравоохранения (Крайздравотделу), находившемуся в г. Самаре.

На местном уровне руководство техникумом осуществлялось городским отделом здравоохранения.

Финансирование осуществлялось бюджетами Краевого и городского отделов здравоохранения, причем на последний ложилось основное бремя расходов.

Первоначально техникум имел в своей структуре 3 отделения:

1. Акушерское отделение;

2. Отделение медицинских техников по общему уходу;

3. Подготовительное отделение. Срок обучения составлял 2,5 года.

Изначально в число студентов принимались только девушки — выпускницы 7-ми летней средней школы, школы колхозной молодежи (ШКМ), фабрично-заводской семилетки (ФЗС), рабочего факультета (рабфака).

6 июля 1931 г. Средне-Волжский Крайздравотдел высылает Сызранскому медицинскому техникуму правила приема учащихся на новый 1931-32 учебный год. Причем в деле классового подбора состава учащихся указываются следующие квоты приема: «Прием рабоче-крестьянского и батрацкого ядра провести не ниже 75% общего. Для детей медицинских специалистов установить 10% всего приема (преимущество детям сельских работников).

Принимать без вступительных испытаний следовало всех окончивших подготовительные курсы при техникумах, окончивших рабфаки, выпускников 7-ми и 9-ти летней школ периода 1929-1931 г.г., выпускников ФЗС и ШКМ, для всех прочих устанавливались вступительные экзамены в объеме 7-ми летней школы.

Число учащихся медицинского техникума в 1931 г. составило 190 человек.

В виду острого недостатка среднего медицинского персонала «и трудностей их заочной подготовки» Средне-Волжский Крайздравотдел циркуляром от 26 февраля 1932 г. за № 26-26.2 в напоминание к циркуляру от 29/IX-31г. за №К50/29-II о заочном обучении, вторично предписывает подведомственным городским и районным отделам здравоохранения принять самые энергичные меры по привлечению низшего медицинского персонала к получению заочного среднего медицинского образования без отрыва от основной работы, в том числе и в Сызранском медицинском техникуме. Руководству и персоналу техникума была предписано провести компанию по массовой вербовке абитуриентов.

В 1932 г. помимо трех основных отделений на базе техникума были развернуты краткосрочные курсы по подготовке среднего медперсонала: оспопрививателей — 2 месяца; акушерок-10 месяцев.

В течение 1932 г. было выпущено 40 оспопрививателей.

В марте 1932 г. на заочное обучение отделений акушерок и медицинских техников без отрыва от производства были приняты 31 человек из числа низших медицинских работников Сызранского района, к октябрю их число достигло 79 человек.

К сентябрю этого года на основных отделениях насчитывалось 245 человек, 10 из которых представляли собой мужской состав студентов.

Основной социальный состав был представлен выходцами из рабочей среды – 142 человека; колхозники – 32 человека; крестьяне-бедняки – 14 человек; крестьяне-середняки – 2 человека; дети специалистов – 31 человек; дети, приравненных к рабочим — 14 человек.

В техникуме имелись оборудованные кабинеты — акушерско-гинекологический, анатомо-физиологический, химии и лекарствоведения, общий военный кабинет (совместный с педагогическим техникумом).

Все кабинеты были оборудованы «электрофицированными и простыми наглядными пособиями», имелись диапозитивы и проекционный фонарь.

При техникуме функционировала специализированная медицинская библиотека для учащихся и преподавателей, с целью регулярного повышения квалификации преподавательского состава выписывались периодические журналы "по отдельным специальностям".

Преподавательский состав в это период состоял из 16 человек, 15 из которых являлись совместителями, в том числе, все преподающие врачи и преподаватели общеобязательных дисциплин.

Производственная практика студентов проводилась как на базе городских ЛПУ, так и на базе лечебных учреждений районов, ранее входивших в территорию Сызранского округа — Сызранского, Инзенского, Кузоватовского, Новоспасского, Барышского и Приволжского.

При организации производственной практики была введена система договоров между техникумом и лечебными учреждениям, где были предусмотрены твердые рабочие места для прибывающих практикантов и оплата работы учащихся.

За время обучения студенты в зависимости от успеваемости получали стипендию в размере от 20 руб. до 41 руб. 50 коп.

25 июля 1932 г. Средне-Волжский Крайздравотдел циркуляром № 435/7 предписывает Сызранскому горрайздраву оказать своевременную возможную помощь медицинскому техникуму в деле подготовки к новому учебному году.

26-29 сентября 1932 г. Сызранская городская комиссия рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) провела масштабную проверку деятельности медицинского техникума по готовности его к учебному году, укомплектованности его преподавателями и обеспеченности учебными пособиями инвентарем.

Из отчета комиссии следует, что занятия проводились в 4-х кабинетах в две смены с 8 ч. утра до 20 ч. вечера. Педагогический персонал состоял из 16 человек и 5 человек хозяйственного персонала.

Отмечался острый недостаток учебных аудиторий и приспособленных лабораторий, нехватка учебных пособий по специальным и общим дисциплинам.

В студенческой столовой была отмечена низкая калорийность получаемой студентами пищи.

В своем заключении комиссия отмечала неудовлетворительность и неприспособленность помещения техникума. В ближайшее время следовало безотлагательно решить вопрос "или о постройке спец. здания для медтехникума, или о приспособлении и оборудовании для этой цели одного из городских зданий".

На заседании Бюро Сызранского горкома ВКП (б) от 3 января 1933 г. был рассмотрен вопрос о сокращении контингента техникумов по Краю на 3000 человек на основании решения Крайисполкома.

Данная акция в Сызрани предполагала:

1. Отсев неуспевающих и социально-чуждых;

2.Сокращение подготовительных групп и переход на заочную форму обучения;

3. Слияние недоукомплектованных групп одного и того же курса;

4. Закрытие отдельных курсовых мероприятий при техникумах;

5. Вывод отдельных техникумов из города.

Относительно медицинского техникума было постановлено сохранить его в прежнем составе, без каких либо сокращений, изменений и реорганизаций.

Фракции горсовета было предложено подыскать техникуму новое здание и перевести его из здания педагогического техникума до конца летних каникул 1933 г.

Принимая во внимание важность и значимость учебного заведения, обеспечивавшего подготовленными медицинскими кадрами довольно обширный по протяженности район, местные власти пошли на встречу и выделили медицинскому техникуму отдельное здание по адресу: ул. Советская, 27.

Из документов ГОРОНО конца 1933 г. следует, что в Сызранском медицинском техникуме контингент на конец 1931 г. составлял 190 человек, на конец 1932 г. – 305 человек, на конец 1933 г. — 339 человек. Прием в 1931 г. составил 34 человека, в 1932 г. — 66 человек, в 1933 г. — 100 человек.

Первый выпуск в 1933 г. составил 66 человек.

Таким образом, видно, что прием студентов только основных отделений с 1931 по 1933г.г. увеличился в три раза.

В 1935 г. решением Куйбышевского областного отдела здравоохранения Сызранский медицинский техникум был реорганизован в фельдшерско-акушерскую школу.

Помимо этого, начиная с 1935 г. на базе и в стенах Сызранской фельдшерско-акушерской школы как отдельная образовательная единица была развернута школа по подготовке медицинских сестер с двухлетним сроком обучения и ежегодным набором в 30 человек.

Таким образом, со 2-й половины 1930 гг. учебное заведение приобретает новый, более высокий статус и помимо медицинских техников и акушерок начинает готовить медицинских сестер и фельдшеров, способных, при необходимости, в отдельных случаях замещать врачей в деле оказания первой помощи, диагностирования заболевании и назначения лечения пациентам.

С началом Великой Отечественной войны в Сызрань стали прибывать многочисленные эвакогоспитали, которые размещались в центральных зданиях города. В связи с этим фельдшерско-акушерская школа была вынуждена освободить занимаемое ранее помещение. Решением горсовета от 14 июля 1942 года ей было предоставлено помещение филиала средней школы № 4, а позже, дополнительно, помещение средней школы № 2.

Такое положение сохранялось вплоть до 1948 г. Решением исполкома Сызранского горсовета от 11 июля 1948 года, директор фельдшерско-акушерской школы Кофман, в срок до 5 июля был обязан освободить здание средней школы № 2 для его дальнейшего использования по прямому назначению. Фельдшерско-акушерской школе предоставлялось «помещение семилетней школы № 4 в третью смену».

Но уже 28 июля 1948 года на заседании горисполкома выносится резолюция следующего содержания: «В соответствии с приказом министра Здравоохранения РСФСР за № 358 от 1 июля 1948 года Сызранский ортопедический госпиталь ликвидируется с 1 августа 1948 года. Здание, занимаемое сейчас госпиталем по Советской улице № 45, передается горисполкому.

В связи с этим исполком Сызранского горсовета депутатов трудящихся РЕШАЕТ (взято выборочно-авт.):

3. Обязать зав. хирургической больницей тов. Мамаеву освободить занимаемое ныне помещение по Советской улице № 5 к 1 августа 1948 г.

И. о. зав. горкомхозом тов. Фридман принять помещение на баланс горжилуправления и передать здание директору фельдшерско-акушерской школы на правах долгосрочной аренды».

С принятия этого документа начинается начинается качественно новый виток истории Сызранской фельдшерско-акушерской школы, утвердившейся в долгожданном постоянном помещении, что позволяло не только расширить контингент учащихся, что было очень немаловажным, фактором, но и начать осваивать более высокие рубежи в образовательной деятельности данного учебного заведения.

Следует отметить, что возможность занять освобождаемое здание школа получила только весной 1949 года.

Что же представляло из себя здание по ул. Советская, 5 в первый год размещения в нем фельдшерско-акушерской школы?

Как следует из документов периода 1949-1950 учебного года «здание для учебных целей не приспособлено, в прошлом трактир, в последние годы размещался госпиталь, в силу чего несколько комнат (санпропускник, пищеблок), несмотря на недостаточность помещения под учебные цели не используется. Школа располагает шестью классными комнатами, двумя лабораториями, билиотекой, физзалом и небольшим школьным клубом……Столовой школа не имеет. Каждый учащийся обычно готовит себе на квартире где живет».

Общее количество учащихся на конец этого учебного года составляло 383 человека. Занятия проводились в три смены.

Общее количество преподавателей составляло 28 человек. Из них штатных по клиническим дисциплинам — 2 человека, штатных по прочим прочим дисциплинам — 7 человек, совместителей – 19 человек.

Практическое обучение проводилось по ранее сложившимся традициям:

1. Учебная практика проводилась на базе ЛПУ города.

2. Производственная практика проводилиась как на базе городских ЛПУ, так и ЛПУ Кйбышевской и Ульяновской областей.

Практическим обучением занимались врачи из числа преподавателей-совместителей.

В 1950-1951 учебном году в школе произошли некоторые кадровые изменения. В наличии уже 24 преподавателя, вместо 28 предыдущего года. Возросло количество штатных преподавателей по клиническим дисциплинам с 2 до 3 человек, по прочим дисциплинам с 7 до 9 человек. Снизился удельный вес преподавателей — совместителей с 19 до 12 человек.

Тем не менее, последние были в преоболадающем большинстве.

По поводу такой ситуации директор школы В. В. Иевлев отмечал в годовом отчете за 1950-1951 учебный год: «Успеваемость в школе все еще продолжает быть низкой. Основная причина этого кроется прежде всего в том, что в школе по-прежнему совместители продолжают преобладать. Это в первую очередь касается клинических дисциплин. В истекшем учебном году удалось пригласить на постоянную работу преподавателей-врачей по акушерству и терапии. Врачи на работу в школу идут, но беда в том, что Облздравотдел и его руководство не способствуют комплектовать школу кадрами за счет врачей, для Облздравотдела больница – все, школа – ничто. Подобное отношение органов здравоохранения надолго может задержать рост школы в смысле роста успеваемости и улучшения постановки всей учебно-воспитательной работы, т. к. врачи-совместители в большинстве своем измеряют свою работу в школе часами и минутами, а не результатами».

На протяжении всего периода 1950-х г.г. руководство училища прилагало все силы для преломления такой ситуации путем привлечения специалистов из практического здравоохранения в штатные преподаватели.

Кропотливо, шаг за шагом, собирался единый целостный коллектив.

Первыми штатными клиницистами-преподавателями стали врачи:

1. Алтухова В. А. — читала курс инфекционных болезней;

2. Пестерева А. В. (зав. учебной частью) — терапия

3. Корзюкова Н. В. – терапия.

4. Ливанова П. К. — детские болезни;

5. Андрианова Н. П. — хирургия;

6. Тимагин С. А. — хирургия;

7. Ахова А. П. — акушерство и гинекология

8. Бадалянц Г. Ф. — акушерство и гинекология;

Данный состав имелся уже к 1952-1953 учебному году.

Таким образом видно, что только в течение одного года руководство медицинского училища смогло привлечь пять новых преподавателей на постоянной основе, увеличив тем самым врачебно-педагогический персонал почти в три раза.

Специальности

Из отчета за 1950-1951 учебный год следует,что в этот период в фельдшерско-акушерской школе существовали следующие специальности (профили):

1. профиль фельдшерско-акушерский;

2. профиль акушерский;

3. профиль фельдшерский;

4. профиль акушерско- фельдшерский.

Начиная с 1950-1951 учебного года в документах школы упоминаются только три профиля:

1. профиль фельдшерско-акушерский;

2. профиль акушерский;

3. профиль акушерско- фельдшерский.

Таким образом, можно предположить, что подготовка специалистов по первым четырем профилям осуществлялась школой начиная со второй половины 1930-х и на всем протяжении 1940-х гг.

Начиная с 1950 года было проведено укрупнение профилей подготовки специалистов до трех включительно.

Контингент учащихся составляли выпускники седьмых-десятых классов средней школы с преобладанием первых.

Причем, если выпускники 7-9 классов зачислялись на первый курс и обучались три года, то выпускникис 10-х классов зачислялись сразу на второй курс и обучались два года.

В 1953-1954 учебном году вновь наблюдаются смена профилей. С этого периода они разделяются на:

1. Фельдшерско-акушерский.

2. Фельдшерский.

3. Акушерский.

Кроме того, в отчете за этот год, в частности, упоминается, что помимо основного состава учащихся в 386 человек, в школе в наличии еще 110 человек, учащихся вечерних двухгодичных и восьмимесячных курсов медсестер РОКК.

РОКК — Российское Отделение Красного Креста. Впервые курсы медсестер РОКК были организованы в Сызрани еще 1 сентября 1933 года по адресу ул. Советская, 12.

Впоследствии, курсы медицинских сестер РОКК были перенесены в стены и на базу фельдшерско-акушерской школы.

Начиная с 1953-1954 учебного года и на всем протяжении 1950-х годов курсы фигурируют в годовых отчетах как вечерние 8-ми месячные.

Приказом Куйбышевского Облздрава 17 июня 1954 года во исполнение Совета министров РСФСР от 22 мая 1954 года за № 721-р «О мероприятиях по дальнейшему улучшению подготовки средних медицинских работников» и указания Министерства здравоохранения РСФСР от 27 мая 1954 года за № 27/10 Сызранская фельдшерско-акушерская школа была реорганизована в медицинское училище.

В том же году приказом Куйбышевского Облздрава во исполнение приказа Министерства здравоохранения РСФСР о подготовке медицинских сестер, в Сызранском медицинском училище открывается вечернее одногодичное отделение по подготовке медицинских сестер для детских дошкольных учреждений.

Согласно данному приказу, принимать на сестринское отделение следовало низовых работников ЛПУ города с последующей выдачей выпускника государственного диплома о среднем медицинском образовании.

Отделение в составе одной группы было создано как вечернее с ежегодным приемом абитуриентов в количестве не превышающем 25 человек.

Так, в отчете за 1954-1955 учебный год помимо того, что профили уже именуются отделениям, к трем основным добавляется новое сестринское отделение.

Таким образом, 1954-1955 учебный год можно по праву считать временем рождения новой специальности в медицинском училище.

Начиная с 1957-1958 учебного года, в отчетах медицинского училища отмечается только два дневных отделения — фельдшерское трех и двухгодичное на базе 8 и 10 классов акушерское трехгодичное на базе 7-8-го классов, вечернее годичное детских медицинских сестер.