Версия для слабовидящих
Краткая история колледжа – Сызранский медико-гуманитарный колледж

Краткая история колледжа

image_pdfimage_print

Сызранский медико-гуманитарный коледж образован в 1930 году как фельдшерско-акушерская школа. В 1996 году учебное заведение преобразовано в колледж. Нам уже более 80 лет.

smk-01Сызранский медицинский колледж основан в августе 1930 года и назван Фельдшерско-акушерской школой.  Колледж — одно из старейших образовательных учреждений Самарской области, которое располагается на центральной улице города в одном из самых красивых зданий, являющимся памятником архитектуры и градостроительства.

В июле 1930 г. партийная конференция Средне-Волжского края принимает постановление, обязывающее отдел ВУЗов крайисполкома открыть сеть учебных заведений, призванных готовить кадры для развивающегося народного хозяйства. Открываются Куйбышевский медицинский институт и одновременно Сызранская фельдшерско-акушерская школа (ФАШ). На ФАШ возлагалась обязанность готовить помощников лечащего врача для лечебных учреждений Сызранского уезда. В то время в Сызранский уезд входили Ст. Кулаткинский, Павловский, Николаевский, Радищевский, Новоспасский, Кузоватовский, Инзенский, Барышский, Теренгульский районы (ныне районы Ульяновской области), а также Сызранский и Шигонский районы Куйбышевской области.

7 августа 1930 г. на основе указаний краевого здравотдела Сызранский окружной здравотдел издает приказ № 179 о назначении руководства ФАШ. Районный санитарный врач Барышского района Гарькин Гаврила Михайлович назначается директором, а заместитель заведующего окружным здравотделом Мартенс Александр Евгеньевич — заместителем директора техникума по учебной части.

Для учебных целей фельдшерско-акушерской школе передаются помещения под учебный корпус — здание по адресу Советская, 21 (ныне профтехучилище № 41); а под общежитие — пристрой во дворе по ул. Советская, 35. До 9 сентября 1930 г. идет комплектование школы учащимися и преподавателями. На первый курс зачисляются 82 человека из числа детей крестьян-колхозников и несколько человек детей рабочих, 8 человек интеллигенции зачисляются кандидатами.010

Первыми преподавателями ФАШ были: по биологии — Зальмунин Семен Израильевич, по технике общего ухода — Малахов Михаил Петрович, по бактериологии — Раев Алексей Сергеевич, по лекарствоведению — Шефлян Мирон Моисеевич.

В марте 1931 г. в ФАШ на штатную преподавательскую работу приходит врач Салмин Николай Андреевич, который впоследствии становится завучем. Летом 1931 г. обучать студентов начинают Топчиев Владимир Петрович, Цвыдак Роза Яковлевна и Селезнев Борис Васильевич, педагогом обществоведения становится Мавринская. Терапию с нового 1931 / 1932 учебного года  преподает известный в городе терапевт Сергей Александрович Павлов. В этом же году начинает педагогическую деятельность и старожил нашего города врач Богданов М. Т. Преподавателем физкультуры с сентября 1931 г. является Тимохин Семен Иванович, один из организаторов спорта в городе.

Осенью 1931 г. контингент учащихся возрастает до 170 человек. На первый курс были зачислены две учебные группы, всего 87 человек. В декабре 1931 г. директор техникума Гарькин Г.М. выдвигается на должность зав. окружным здравотделом, а его заместитель по учебной части Мартенс А.Е. становится лечебно-санитарным инспектором города. Директор ФАШ с 17 декабря 1931 г. — Топчиев Владимир Петрович, а завуч — Салмин Николай Андреевич.

Весной 1935 г. на смену Топчиеву В.П. приходит Тренина Н.П., по образованию историк. Тренина Н.П. в должности директора работала до осени 1937 года.

С 1936 года началась реорганизация учебных заведений, и ФАШ стала называться медицинским техникумом, а с 1954 г. — медицинским училищем.

060С 1937 г. директор — Филаткин Александр Васильевич. В 1939 году его сменил бывший завуч, врач Тамарчин, который в 1941 г. призывается в ряды Советской Армии. В годы войны училище возглавляет Алексеева Мария Павловна, по образованию историк. С 1945 по 1949 г. директором учебного заведения является Кофман.

С 1949 по 1978 г. училище возглавляет Иевлев Владимир Васильевич — Заслуженный учитель РСФСР, отличник народного образования. С 1978 г. директором назначается врач Крылов Виктор Павлович, завучем с 1980 г. назначается Сибряева Лариса Алексеевна, также врач по образованию.

С 1987 года учебное заведение возглавляет Любовь Алексеевна Пономарева – доктор медицинских наук, врач высшей категории, заслуженный работник здравоохранения РФ, профессор кафедры сестринского дела Сам ГМУ.

В 1996 г. училище реорганизовано в колледж.

За весь период существования училище расширялось, увеличивался контингент учащихся, появлялись новые специальности, рос коллектив.

Педагогические кадры

В предвоенные годы штатных преподавателей общеобразовательного цикла было крайне немного. По общемедицинскому и клиническому циклу, в основном, работали совместители. По мере роста количества учащихся в училище приглашались все новые и новые преподаватели.

020В 1938 / 1939 учебном году в штат педагогов вошли преподаватель истории СССР Филаткина О.И. и преподававшая в училище более двадцати лет литературу Кудрявцева В.М.. Начал обучать студентов известный хирург города Вильямовский С. П. К этому же времени относится кратковременная деятельность почетного гражданина Сызрани Николая Ивановича Суханова и Ольги Ивановны Бондаревой. Николай Иванович вел курс Конституции СССР, а Ольга Ивановна — курс литературы народов СССР.

В годы войны кадровый состав училища довольно часто менялся. В 1949 году из старого коллектива остаются, выдержав нелегкий экзамен времени: преподаватель литературы Вера Митрофановна Кудрявцева, преподаватель анатомии Антонина Степановна Шурыгина, преподаватель инфекционных болезней Елизавета Васильевна Соболева, преподаватель акушерства Василий Леонтьевич Морев, преподаватель терапии Сергей Александрович Павлов, фармацевт Мирон Моисеевич Шефлян, преподаватель отоларингологии Борис Васильевич Чихирев.

Пятидесятые годы — это годы формирования нового педколлектива, где костяк коллектива должен составлять штатный преподаватель, обладающий не только специальной подготовкой, но и высокой политической зрелостью.

04-4В это время на штатную работу в качестве преподавателя приходят врачи Ершова (Ахова) Антонина Петровна, Вера Алексеевна Алтухова, Нина Васильевна Корзюкова, Нина Петровна Андриянова, Сергей Алексеевич Тимагин, Антонина Степановна Чадина (Косолапова), Лидия Степановна Агафонова, Нина Ивановна Маширова. Укрепляются общеобразовательные дисциплины: преподавать биологию приглашается Евдокия Николаевна Шустова, историю — Николай Степанович Лукашевич, фармакологию — Павел Николаевич Лысенко, руководителем физического воспитания — Фархутдинов Михаил Борисович. В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов штатными преподавателями приходят врачи Валерия Альбертовна Голикова, Маргарита Афанасьевна Перелыгина, Мария Дмитриевна Морева, Раиса Михайловна Панкратова, Адель Михайловна Ланеева.

Большой вклад в дело воспитания мед. работников внесли в это время врачи: Ершова А.П., Чадина А.С., Агафонова Л.С., Шустова Е.Н., Корзюкова Н.В., Тимагин С.А.

В 60 — 70 годы ЛПУ г. Сызрани и районов испытывали острый недостаток в медицинских сестрах, зубных техниках. Коллектив обновляется такими преподавателями — врачами как Сибряева В.А., Овчинникова Л.П., и ,в том числе, преподавателями из числа выпускников училища: доктора — Красова А.М., Сибряева Л.А., Майорова Т.И.;  средние медицинские работники: Канищева О.Г., Божко Е.С., Емелина А.Я. и другие.

05-5В итоге, в шестидесятых годах сформировался очень работоспособный коллектив штатных преподавателей-врачей, которые своим самоотверженным трудом обеспечили качественное улучшение подготовки среднего медицинского персонала для лечебных учреждений, прежде всего, Куйбышевской и Ульяновской областей.

В 70 — 80 годы педагогический коллектив состоял из 37 штатных преподавателей и 50 совместителей из числа врачей города. Также штатные преподаватели являлись высококвалифицированными и опытными воспитателями. Среди них: Свентицкая Э.Г. — преподаватель истории СССР, зав. отделением; Ланеева А.М. — педиатр, в прошлом выпускница этого училища, более десяти лет работавшая заместителем директора училища по учебной работе; Будникова П.Л. — терапевт, секретарь партийной организации; Яворовская Т.П. — литератор; Сибряева В.А. — терапевт, председатель цикловой комисии; Овчинникова Л.П. — педиатр, председатель местного комитета; Башарин В. Д. — физик. Все педагоги в училище работали более десяти лет и составляли костяк коллектива.

В училище из года в год работает школа молодого преподавателя, в которой опытные преподаватели учат своих коллег, только что вступивших на педагогическое поприще.

03-3Более тридцати лет работает в училище руководитель физического воспитания Фархутдинов Михаил Борисович. Его знания, организаторские способности, высокое чувство ответственности за порученную работу принесли училищу высокий авторитет спортивного коллектива. Спортколлектив училища — неизменный участник республиканских соревнований по спортивной гимнастике, легкой атлетике и лыжам. Более десяти лет училище занимает первое место в соревнованиях между учебными заведениями города и среди медучилищ области. В учебном заведении стало традицией проводить спортивные праздники, в которых участвуют все учащиеся. Это осенний кросс; спортивный праздник на стадионе, посвященный началу учебного года; коллективный спортивно-туристический поход в лесную зону Сызранского района. Весной, в дни первомайской демонстрации, коллектив училища в полном составе проводит спортивные показательные выступления перед участниками демонстрации. По окончании учебного года училище организует итоговый спортивный праздник. Также под руководством Фархутдинова М.Б. проходят всевозможные внутриучилищные соревнования, спортивные игры, вечера.

Педагогический коллектив училища систематически работает над совершенствованием своего педагогического мастерства, внедрением в учебный процесс новых, наиболее целесообразных форм и методов работы. Так, в 1980 г. созданы кабинеты доклинической практики по хирургии, детским болезням, акушерству; продолжают работать кабинеты доклинической практики по уходу, терапии; создан методический кабинет. Кабинеты оснащены киноаппаратурой и проекционной аппаратурой. На клинических базах в 1980 г. открыты 4 учебные комнаты. Кабинеты доклинической практики и учебные комнаты оснащены комплектом наглядных пособий, требуемых по программе.

Методические комиссии работают над вопросами межпредметных связей, проблемного метода обучения, привития учащимся навыков самостоятельной работы.

В 1980 г. преподавателями училища составлена 31 методическая разработка. Из них по общеобразовательным дисциплинам — 5, по общемедицинским дисциплинам — 4, по клиническим дисциплинам — 22 разработки. Для машинного программированного контроля разработаны карточки по 10 темам. Силами преподавателей и учащихся созданы электрифицированные стенды по хирургии, биологии. На областном смотре-конкурсе методических разработок и научно-исследовательских работ учащихся Сызранское медицинское училище в течение двух лет занимает II место после базового медучилища. Контроль за работой преподавателей позволяет сделать вывод, что большинство преподавателей проводят занятия квалифицированно, педагогически грамотно, на высоком методическом уровне.

Наши выпускники

1-1786-1Первый выпуск молодых специалистов состоялся весной 1933 года. Были подготовлены 66 помощников лечащего врача с уклоном родовспоможения и направлены на работу в районы бывшего Сызранского уезда. В последующем 1934 г. еще 61 человек получили диплом об окончании медтехникума. Всего за первое десятилетие училище подготовило 744 специалиста, не учитывая, что в 1933-1936 годах при училище действовали различные курсы по подготовке ясельных работников, дезинфекторов, оспопрививателей.

В годы Отечественной войны, в среднем, ежегодно выпускались 80 — 90 человек, и лишь в 1945 г. были подготовлены 115 человек. В годы четвертой пятилетки были подготовлены 654 человек, в пятой пятилетке — 766 человек, в шестой пятилетке с 1956 по 1960 г. были подготовлены 1305 специалистов, с 1961 по 1970 выпущены из училища 1693 человек, в десятой пятилетке подготовлены 1371 человек, и за четыре года десятой пятилетки — 1095 человек. Всего, таким образом, подготовлены более 8 тысяч фельдшеров и акушерок, медицинских сестер, зубных техников. Большинство выпускников по окончании училища направлялись в районы Куйбышевской области. В послевоенные годы не одна сотня выпускников уехала работать по путевкам учебного заведения в Казахстан и на Камчатку,  на Сахалин и в Якутию, Тюменскую область и села Рязанской области. Не однажды уезжали выпускники работать в леспромхозы Коми АССР, на нефтепромыслы Васюганья. И где бы ни работали питомцы училища, везде получали за свой самоотверженный труд признание народа. В 1956 г. с дипломом фельдшера был направлен в Тюменскую область Витя Разбойкин. Более двадцати он лет работал в тундре разъездным фельдшером участковой больницы с. Яр-Сале, лечил оленеводов, являлся депутатом сельского Совета.

03-3Семнадцатилетней девушкой уехала в один из поселков Красноармейского района горожанка Зина Панфилова. Она была единственной дочкой в семье обеспеченных родителей. Поменяла городской уют на снежные просторы и беспокойную жизнь. Так и срослась с народом в степи. Вот уже 20 лет работает в Красноармейской райбольнице. Сотни и тысячи воспитанников работают в сельской местности и в своем служении народу они видят свое призвание.

За время существования учебного заведения подготовлено более 16 000 фельдшеров, медицинских сестер, акушерок, зубных техников, зубных врачей. Более 1000 выпускников закончили медицинский институт. Среди них кандидаты медицинских наук Гайлис В. А. — нейрохирург, Кабанова Г. М. — главный врач станции переливания крови, Тайков Э. А. — зав. патологоанатомическим отделением, которые совмещают свою работу с преподаванием.

В настоящее время контингент студентов — более 1100 человек, которые обучаются по 18 специальностям базового и углубленного уровня подготовки. 

Материально-техническая база

23С первых дней своего существования и по настоящее время медицинское училище  остро нуждается в учебной площади. В довоенный период училище размещалось в здании, где сейчас находится профтехучилище № 41 (ул. Советская, 21). Тогда численность учащихся на всех курсах составляла 500-600 человек, которые занимались в две смены. Обеспечивалась работа учебных кабинетов по нормальной анатомии, фармакологии и латинскому языку, физике и химии, литературе и военному делу. В годы Великой Отечественной войны училище было размещено в здании одной из начальных школ города (Советская, 87), где в нескольких классных комнатах занятия велись в три смены. В послевоенные годы до июля 1949 года училище располагалось в одном из школьных зданий (Советская, 19), арендуя у школы несколько классных комнат для учебных занятий во вторую смену.

В середине 1949 г. училище получает для учебных целей несколько комнат в здании бывшего военного госпиталя (Советская, 5). Затем, примерно в течение двадцати лет, идет процесс постепенного освобождения отдельных частей здания (квартиры, магазин, лаборатория санэпидемстанции) от иных арендаторов и приспособления их под учебные классы. Кроме того, до 70-х годов все бывшие хозяйственные постройки этого здания также реконструируются и используются под учебно-вспомогательные цели. В настоящее время в основном учебном корпусе имеется 20 учебных комнат. В 60-е годы в связи с открытием нового зуботехнического отделения и ростом контингента учащихся училище несколько расширило свои учебные площади за счет получения двух небольших отдельных зданий по 250-300 кв. метров. В одном из них размещается училищная библиотека с читальным залом на 60-70 мест, а в другом — комнаты для практических занятий по физике, терапии, общему уходу, химии. Все здания дореволюционной постройки расположены в 200 — 250 м от основного корпуса.

В послевоенные годы в училище проведена очень большая работа по оснащению учебного процесса наглядными пособиями и соответствующим оборудованием. Таблицы, муляжи, влажные препараты, микроскопы, диапозитивы, атласы в учебных комнатах общемедицинского цикла и клинических дисциплин обеспечивают преподавание всех программ. В училище оборудован кабинет программированного контроля на 30 мест, в достаточном количестве биологические микроскопы, проигрыватели, киноаппаратура, фотоаппараты, звукозаписывающая аппаратура. По всем остальным предметам организованы учебные кабинеты, которые оснащены наглядными пособиями. Училище располагает актовым залом на 300 мест, спортзалом (только для тренировок) и библиотекой 43 тыс. томов. Есть общежитие.